История
Учреждение создано как Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук в соответствии с постановлением Президиума Российской академии наук от 9 марта 2004 г. № 78 и переименовано в соответствии с постановлением Президиума Российской академии наук от 18 декабря 2007 г. № 274 в Учреждение Российской академии наук Центр исследования проблем безопасности РАН.
Постановлением Президиума Российской академии наук от 13 декабря 2011 г. № 262 Учреждение переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук (ЦИПБ РАН).
В соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2591-р Учреждение передано в ведение Федерального агентства научных организаций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 1293-р Учреждение передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Устав ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.07.2018 г. № 8.
Научно-методическое руководство деятельностью Учреждения осуществляет Президиум РАН, которое заключается:
-
в участии в формировании государственного задания Учреждения на оказание государственных услуг (выполнение работ) на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
-
в осуществлении оценки результатов деятельности Учреждения;
-
в проведении экспертизы научных и (или) научно-технических результатов, полученных Учреждением;
-
в согласовании кандидатур на должность Директора Учреждения.
Целью деятельности ЦИПБ РАН является выполнение комплексных междисциплинарных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на получение и применение новых знаний в области проблем безопасности и научное обоснование их решения, а также разработка предложений по обеспечению безопасности страны.
Предметом деятельности ЦИПБ РАН является:
- комплексный анализ проблем безопасности;
- проведение комплексных междисциплинарных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований проблем безопасности и научное обоснование их решения;
- создание и развитие информационной базы в области проблем безопасности;
- разработка предложений по обеспечению безопасности страны.
ЦИПБ РАН осуществляет следующие виды деятельности:
1. Проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований по следующим направлениям:
- исследования в финансовой сфере с выявлением и оценкой рисков, связанных с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения;
- разработка научных подходов к подготовке проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности страны;
- оценка угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, выработка научных рекомендаций по противодействию этим угрозам;
- разработка научных подходов к стратегическому планированию в области безопасности и сценариев развития сложных социально-экономических систем;
- комплексный анализ возникновения причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
2. Выработка рекомендаций по обеспечению безопасности граждан и требований к антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
3. Выработка научно обоснованных предложений по противодействию распространения идеологии терроризма и активация исследований в информационном пространстве с целью выявления опасных тенденций и ресурсов по распространению общественно опасных взглядов и идеологий.
4. Прогнозирование и моделирование вероятных тенденций и закономерностей развития угроз террористических актов, разработка научно обоснованных предложений для своевременного и комплексного принятия решений по их нейтрализации.
5. Мониторинг и анализ национального и международного опыта противодействия терроризму.
6. Разработка аппаратно-программных комплексов и автоматизированных систем с применением передовых технологий по противодействию терроризму и негативным этноконфессиональным проявлениям.
7. Информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму.
8. Осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; основным программам профессионального обучения- программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих; дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.
Также ЦИПБ РАН вправе осуществлять и иные виды деятельности, такие как:
- оказание информационных и консультационных услуг по профилю деятельности;
- использование принадлежащих ЦИПБ РАН исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и распоряжение ими в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предоставление в установленном порядке в аренду временно не используемого имущества, в том числе недвижимого.
ЦИПБ РАН также вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг (работ) условиях. Плата за такие услуги (работы) определяется в порядке, установленном Министерством, если иное не предусмотрено федеральным законом.